От Байкала до Амура. Как строился легендарный БАМ?

Дата:

Многие скучают по своему советскому прошлому. Некоторым не хватает возможности свободно, беспрепятственно путешествовать по странам бывшего СССР, кто-то тоскует по тогдашним дешевым ценам, у кого-то в памяти навсегда остались яркие моменты жизненного пути, связанные с пионерскими делами, работой в комсомольских и студенческих трудотрядах. Молодежь тогда, по мнению современников той не такой уж далекой эпохи, была не та, что сейчас: с воодушевлением и энтузиазмом парни и девушки трудились на благо общества, своей страны. Со всех уголков Советского Союза съезжались комсомольцы, рабочие, молодые специалисты на трудовые объекты всесоюзного значения, выполняли работы по строительству железных дорог, освоению целинных земель, добыче полезных ископаемых, чему обязаны своим появлением целые города и поселки, ныне располагающиеся на территории республик бывшего СССР. Так и житель Дрогичина Степан Степанович Дацкевич с радостью вспоминает былые годы, когда он трудился на строительстве Байкало-Амурской магистрали.

Участник ударной комсомольской стройки Степан Степанович Дацкевич
Участник ударной комсомольской стройки
Степан Степанович Дацкевич

Сейчас С.С. Дацкевич уже несколько лет как на пенсии. После участия в ударной всесоюзной стройке он работал энергетиком на Дрогичинском комбикормовом заводе, в Дрогичинском ЖКХ. На заслуженный отдых мужчина вышел в 57 лет, раньше, чем многие из его ровесников. Это потому, что в трудовой стаж Степана Степановича засчитаны так называемые северные годы работы, проведенные в Восточной Сибири.

А родом наш собеседник из деревни Каменюки, что в Беловежской пуще, где находится резиденция Деда Мороза. Там маленький Степа и учился в местной школе. Профессию парень освоил в Киевском техникуме, став специалистом в области энергетики. Это и определило место прохождения срочной военной службы. По окончании учебного заведения Степан попал в энергобатальон легендарного космодрома Байконур. Там солдаты, которые, как правило, были выпускниками институтов или техникумов, обслуживали местную подстанцию, работая с самой передовой на то время электроникой, обеспечивали энергией запуск ракет семейства «Союз». Не раз доводилось нашему собеседнику лично видеть легендарных советских космонавтов, таких как Алексей Леонов, Владимир Джанибеков. Вспоминает Степан Степанович, как проходил запуск ракет, от эпицентра которого их подстанция находилась в нескольких километрах, в специальном убежище, и поэтому за всем происходящим солдаты-энергетики могли наблюдать с экранов мониторов. Несмотря на удаленность от происходящего, все вокруг них гремело и дрожало.

После армии молодой человек некоторое время работал энергетиком в Каменецком КБО, когда ему предложили по комсомольской путевке поехать на всесоюзную ударную стройку. Скорый поезд привез Степана и других работников из Белоруссии в Москву, а оттуда – в столицу Бурятского края Улан-Удэ. Затем уже на самолете их доставили в город Северобайкальск, где находилось управление ударной комсомольской стройки и заканчивалась железнодорожная линия БАМа, построенная в прежние годы.

Степана Степановича и его спутников направили во временный поселок Янчукан, куда их везли 2-3 дня. Во время одной из остановок водитель скомандовал оставить вещи и следовать за ним. Недалеко от дороги располагался горячий родоновый источник, чего наши земляки-белорусы никогда не видели прежде. Несмотря на сорокаградусный мороз, трудовые новобранцы разделись и искупались в горячей воде, получив незабываемые впечатления. С этого и началось знакомство нашего собеседника с местным природным колоритом.

Вообще, Бурятия – край, где предстояло работать Степану Степановичу – усеян дымящимися сопками, нагорьями. Климат там суровый, морозный: относительно теплая летняя погода, когда тает снег, наступает только в мае, и уже в октябре бурятская зима снова становится полновластной хозяйкой природы.

Прибыв в Янчукан, трудовой десант разместили в военных двадцатиместных палатках. В каждом из таких временных жилищ было по две печки-буржуйки, так что, несмотря на морозную погоду, там было тепло, уютно. Новоприбывшим работникам предстояло с нуля обустроить поселок, обеспечить хорошие условия для проживания. Все дружно принялись за дело. Независимо от своей специальности и должности каждый трудился не покладая рук. Быстрыми темпами работники собрали щитовые дома, соорудили несколько дизельных электростанций, обеспечив поселок электроэнергией и отоплением, построили пищеблок, медпункт. Это позволило прибыть в поселок большому количеству трудовых кадров: со всех уголков Советского Союза стали приезжать люди, как мужчины, так и женщины разных профессий.

Такие нововозведенные поселки считались временными, и строились они повсеместно на предполагаемых участках будущих железнодорожных работ. Расстояние между каждым из таких населенных пунктов обычно составляло около ста километров. Но, несмотря на большую удаленность, добраться из одного поселка в другой было не трудно – часто ездили машины, и водители всегда с радостью подбирали попутчиков. Позже рядом с временными поселениями вдоль строящейся железной дороги появились и постоянные – с многоэтажными домами, магазинами, больницами, банями, школами и детсадами.

Создав благоприятные условия для работы, труженики приступили к возведению железнодорожной магистрали. Делали насыпь, прокладывали трубы, сооружали мосты, выполняли бетонные работы. Вслед за ними шли железнодорожники и укладывали рельсы.

Далее, на восток от Янчукана, располагался поселок Тоннельный, рабочие которого рыли 15-километровый тоннель от одноименного поселка к Северомуйску. Работы эти были закончены только в 1995 году, и поезда до этого шли по обустроенной железнодорожной ветке через горы, прямо по серпантинам. Бывало, что составы сходили с рельсов, срывались в пропасть, вспоминает наш собеседник. Случалось, что и рабочие, которые рыли тоннель, гибли под завалами горных пород. Поэтому нельзя сказать, что на всесоюзной ударной стройке присутствовала одна романтика, было и трудно, и опасно.

Далее Степан Дацкевич продолжил свой трудовой путь на БАМе в поселке Таксимо, где они возводили «железку», продвигаясь дальше на восток. Им навстречу шла другая группа рабочих, состоящая в основном из военных. И так год за годом, благодаря усилиям советских тружеников, были завершены основные работы по прокладыванию железнодорожного пути на Восток. Но отдыхать ударникам после этого не пришлось, предстояло еще провести электрофикацию ветки. На всем протяжении железнодорожной линии строились тягловые подстанции. Тут и навыки Степана Степановича пригодились: его отправили в поселок Ангаракан, где должна была возводиться такая энергостанция. Сначала он был механиком, а позже и курировал строительство.

Что касается питания, то, как вспоминает наш собеседник, грех было жаловаться. Обеспечивали тружеников всем необходимым, в повседневном рационе было все, что душа пожелает. К тому же и здешний край оказался богат на дары природы. В изобилии было ягод, грибов, дичи, зверья, в реке водилось множество рыбы, которую и жарили, и парили, и собирали икру. Бывало, отправлялись рабочие в горы за так называемым золотым корнем, который сродни целебному женьшеню.

Частыми гостями в трудовых поселках были медведи. Как вспоминается Степану Степановичу, бывало, проснешься утром, выйдешь на улицу, и если не видно поблизости собак – знай, точно, где-то рядом косолапый в мусоре роется.

Помимо рабочих поселков там находились селения местных жителей – тунгусов. Они выбирали для своих деревень территории с наиболее благоприятным климатом, где росли и давали хороший урожай яблони, груши, ягоды. Промышляли местные жители в основном охотой и рыбной ловлей.

– Наладили мы контакт с тунгусами, часто помогали им по хозяйству: где сена накосить, где в город отвезти. Благодарны были местные жители, что человек с большой земли «принес с собой» больницы, магазины, дороги, но не радовало их то, что вмешался он в первозданное естество природы, стал массово истреблять зверье, рыбу глушить, – вспоминает Степан Степанович.

Впрочем, советская молодежь умела не только усердно работать, но и весело проводить свободное время. Пока еще не обустроили поселки и города и жили в палатках, рядом с ними были танцплощадки. Позже построили клубы, где вечером каждого выходного дня устраивались дискотеки, вовсю гремели бобинные и кассетные магнитофоны. Много молодых людей повстречало там спутниц жизни, поженились. Браки регистрировали в местном сельсовете. А Степан Дацкевич со своей второй половинкой познакомился на большой земле, в Бресте, во время шестимесячного отпуска. Вместе с женой Галиной он вернулся на ударную стройку, где у них родилась дочка Марина.

С распадом Советского Союза интерес к Байкало-Амурской магистрали стал пропадать. Все меньше перевозилось грузов, все реже стали ходить поезда, да и жалованье работникам, обслуживающим магистраль, уменьшилось. С начала 90-х люди стали покидать БАМ. Вот и семья Дацкевичей в 1995 году решила вернуться на родину жены в Дрогичин, где у Галины Николаевны оставалась мать. Так и попал Степан Степанович в наш полесский край.

Все годы после отъезда наш собеседник поддерживал связь с друзьями-товарищами по БАМу, вел оживленную переписку. Многих из них судьба разбросала по разным уголкам бывшего СССР, многие остались там, в Восточной Сибири. С.С. Дацкевич – не единственный житель Дрогичинщины, который участвовал в возведении Байкало-Амурской магистрали, среди коллег по БАМу он называет ныне покойного Ивана Тарасевича из деревни Татарья.

По словам Степана Степановича, сейчас железнодорожная магистраль переживает свое возрождение. В течение последних двух лет БАМ стал вновь активно использоваться для перевозки грузов, началось строительство второй ж/д ветки.

Годы усердного труда Степана Степановича отмечены множеством наград, почетных грамот и денежных премий. Все трудовые поощрения мужчины записаны в его трудовой книжке. Имеется у пенсионера и медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали», которую он получил в 1989 году. Но главная награда – это память о трудовом прошлом, связанные с ним яркие, приятные воспоминания, чувство выполненного долга.

Андрей РАССАФОНОВ

Фото Ивана ЛЕОНЧИКА

Поделиться новостью:

Популярно

Архив новостей

Похожие новости
Рекомендуем

Карпенко рассказал, как идет формирование ВНС

Формирование ВНС идет достаточно гласно, сообщил журналистам председатель ЦИК...

В Беларуси скорректирован порядок предоставления и использования спонсорской помощи

Президент Беларуси Александр Лукашенко 27 марта подписал указ №112,...

В Дрогичинском районе проходят комплексные учения

Учения в районе будут проходить в течение двух дней...