Владимир Зданович: «Первый в мире Кодекс об образовании будет принят в Беларуси»

Сферу образования нашей страны ожидает далеко не рядовое событие. Совсем скоро ее деятельность будет регламентироваться новым и, пока еще не имеющим аналогов в мировой практике, документом. О содержании Кодекса об образовании читателям «районки» рассказал депутат Палаты представителей Национального собрания РБ, председатель  комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу В.М. Зданович.

– Владимир Матвеевич, чем вызвана необходимость принятия такого нормативного документа, как Кодекс об образовании?

– Необходимость его создания была закреплена в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг., одобренной 3-м Всебелорусским собранием. Документ был принят Палатой представителей Национального    собрания   в   первом   чтении   5 ноября 2009 года. Принятие Кодекса позволит завершить процесс формирования законодательства об образовании как полной, логически последовательной и эффективной системы правовых норм, обеспечить стабильность системы образования и определить перспективы ее дальнейшего развития. Это даст нам возможность заявить о том, что в Беларуси возникла новая область права – образовательное право, а Кодекс об образовании станет первым в мире такого рода документом.
– Каковы концептуальные основы проекта, его содержательные приоритеты?
– Проект охватывает правовыми нормами всю сферу образования — от дошкольного до образования взрослых — и дает возможность получать образование любого уровня каждому жителю, независимо от его возраста, жизненной ситуации, социального статуса, здоровья, доходов и места проживания. Условия для образования созданы всем: сельским и городским, юным и пожилым, здоровым и гражданам  с особенностями. В этом документе сохранены лучшие приобретения белорусского образования — национальные черты, государственная поддержка, доступность, бесплатность, справедливость при приеме, стабильность функционирования, учет социально-экономических условий. Вместе с тем, он ориентирован и в будущее. Его правовые нормы направлены на повышение качества образования, дальнейшее укрепление престижа белорусского образования на мировом уровне. И что очень важно – Кодекс органично вписывается в среднесрочные и долгосрочные планы социально-экономического развития нашего государства.
В проекте дополнен и уточнен понятийный аппарат системы образования. Вводится понятие воспитания, перечислены его основные составляющие и их направленность.
С целью заботы о здоровье обучающихся в учреждениях образования и на их территории пресекается курение, употребление алкогольных и слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ.
Ликвидируется аттестация учреждений образования, оставлена только государственная аккредитация: на соответствие заявленному виду и по специальности.
Запрещается устанавливать учреждениям образования нормативы по осуществлению приносящей доходы деятельности. Средства, полученные учреждениями образования от приносящей доходы деятельности,  будут  поступать в их самостоятельное распоряжение и расходоваться в соответствии с законодательством и их Уставами.
– Вы не раз говорили, что настоящим гражданином может быть лишь тот, кто хорошо знает не только свои права, но и обязанности и несет ответственность за свои поступки. Что в этой связи предусматривает Кодекс?
– Дисциплинарной ответственности обучающихся, которая наступает с 14 лет, посвящен целый раздел. Основаниями для привлечения к ней могут быть: опоздания и неявки на занятия, нарушения дисциплины во время занятий, оскорбления, порча имущества и другие. Меры взысканий: замечание, выговор, отчисление. Обучающегося можно исключить или отчислить только с 16 лет, при наличии неуспеваемости по трем и более учебным предметам, либо неликвидированной  академической  задолженности. А также из-за отсутствия на занятиях более 30 дней в году, а на курсах подготовки, переподготовки, повышения квалификации более 3 дней без уважительной причины, систематического неисполнения обязанностей учащимся, если к нему уже применялись меры дисциплинарного воздействия. А вот восстановиться можно будет только в течение 3 лет (в магистратуру – 2) и не ранее чем через 10 месяцев после отчисления. Восстановление не допускается на 1-й курс, если человек не прошел аттестацию за 1-й семестр, а также в магистратуру и аспирантуру, если не выполнен индивидуальный план за год.
– Думаю, нашим читателям будет интересно узнать  более конкретно о нововведениях по уровням образования.
– Для организации дошкольного образования проект создает почти идеальные условия: самые разнообразные виды учреждений, возможность обучения по индивидуальному плану, а также в санаториях и домах отдыха, небольшая наполняемость групп, время пребывания ребенка в саду или яслях на выбор от 2 до 24 часов; начало обучения ребенка с 2 месяцев. Основные формы работы с детьми – только игра и занятие; все работники учреждений дошкольного образования, имеющие отношение к образовательному процессу, и директора будут отнесены к педагогическим работникам;
Предусматривается определение 25 видов учреждений общего среднего образования. Появились новые виды школ: кадетские училища, средние школы-училища олимпийского резерва, гимназии-интернаты. Мы сохранили базовые школы-колледжи искусств, средние школы-колледжи искусств и гимназии – колледжи искусств, межшкольные учебно-производственные комбинаты трудового обучения и профориентации, а также межшкольные центры допризывной подготовки. Во всех гимназиях будут работать начальные классы. Мы закрепили  11-летний период обучения в школах, пятидневку, 10-бальную шкалу оценивания знаний. Плохая отметка в школе будет только одна – 0, все остальные — хорошие. Учить детей будут на уроках, факультативах, стимулирующих и поддерживающих занятиях, с помощью консультаций и общественно-полезного труда. На повышенном уровне предметы будут изучаться только в гимназиях, лицеях, Суворовском училище. В остальных школах повышенный уровень обучения будет обеспечиваться с помощью факультативов. Максимальная наполняемость классов в обычных школах и кадетских училищах – до 25, во всех остальных – до 20 учеников. Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая. Летние каникулы не менее 12 недель, в течение года – не менее 30 календарных дней.
Для сохранения сельских школ, решение об их закрытии будет приниматься учредителем на основании оценки последствий такого закрытия и только после согласования с Министерством образования.
Профтехобразование можно будет получить в срок от 6 месяцев до 3 лет. На этой ступени предусматривается 3 вида учреждений: профтехучилище, профессиональный лицей, профессионально-технический колледж. Наполняемость групп в них от 25 до 30 учащихся. Прием на обучение без экзаменов и без оплаты. По общеобразовательным предметам положительные отметки начинаются с одного, по специальным – с 3 баллов. Для повышения практической подготовки учащихся количество часов на производственное обучение составит не менее 40% от их общего количества.
Все учреждения среднего специального образования будут называться колледжами. Срок получения такого образования от 1 года до 4 лет. В колледжах количество часов на производственное обучение составит не менее 20% от общего количества часов, отводимых на образовательные программы. На  этом уровне положительные отметки начинаются с 4 баллов.
Виды высших учебных заведений не изменятся. Срок учебы от 3 до 6 лет на первой ступени, до 2 лет – на второй. В каждом вузе, в том числе частном, будет общежитие. Появится новый вид отпуска для студентов: отпуск для прохождения военной службы, после завершения которого, в течение одного года студент имеет право восстановиться в том же учреждении образования на прежних условиях. Распределению будут подлежать все, кто проучился в дневной форме за бюджетные средства не менее половины общей продолжительности обучения. Срок обязательной работы по распределению 2 года, для обучавшихся на условиях целевой подготовки – не менее 5 лет. Вместе с тем расширен перечень лиц, имеющих право на свободное трудоустройство, и количество оснований не возмещения средств, затраченных государством на их обучение, например, если наниматель нарушает законодательство о труде или условия коллективного или трудового договора. Руководители частных вузов смогут предоставлять скидки со сформированной стоимости обучения. Раньше они говорили, что не могут этого делать, так как  нет нормы в Законе.
– Проект Кодекса предусматривает такой вид, как дополнительное образование. В чем его суть и каковы будут формы его организации?
– Дополнительное образование в Республике Беларусь разделено на дополнительное образование детей и молодежи и дополнительное образование взрослых. Перечень профилей, по которым могут получать дополнительное образование дети и молодежь, очень разнообразен и Кодексом не ограничен. В многочисленных центрах, дворцах и детских школах искусств будут работать кружки, клубы, секции, студии, мастерские, оркестры, ансамбли, театры, научные общества и иные объединения, одно- и разновозрастные, с переменным и постоянным составом учащихся. Заняться в свободное время будет чем. Было бы желание.
– Как в новых условиях будет организовываться работа с лицами с особенностями психофизического развития?
– Образование в нашей стране будет доступно каждому, пример тому – создание системы специального образования. Лица с ОПФР признаны обучаемыми, а система специального образования будет способствовать их подготовке к трудовой деятельности, семейной жизни, социализации и интеграции в общество. Поэтому в Кодекс практически без изменений перешли нормы действующего закона «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития», в свое время признанного иностранными экспертами одним из лучших на европейском пространстве.
Точно так же, как и особенным детям, поддержка со стороны государства будет оказываться детям, достигшим высоких показателей в учебной и общественной работе, детям, нуждающимся в оздоровлении,  находящимся в социально-опасном положении,  нуждающимся в особых условиях воспитания. Поэтому целый раздел Кодекса посвящен решению этих проблем.
В завершение нашего диалога хочу отметить, что по мнению специалистов, Кодекс получился основательным и добротным, удобным для правоприменительной практики. Он комплексно и логично раскрывает все стороны белорусского образования в нашей стране. Возможно, с течением времени в тексте и выявятся какие-то просчеты, ошибки, но, согласитесь, исправить их, внести изменения в Кодекс, дополнить его будет значительно проще, чем создавать новый документ.
Геннадий ДЕЮН.