spot_img

Живая музыка души в исполнении Инны Подлужной

Дата:

Постоянным участником массовых мероприятий в городе и районе является оркестр народных инструментов под руководством Инны Константиновны Подлужной, созданный на базе детской школы искусств. В последнее время коллектив, который на протяжении многих лет успешно подтверждает почетное звание «народный», ведет заметную общественную и просветительскую работу. Музыканты вместе со своими единомышленниками провели два благотворительных концерта, средства от которых были переданы на строительство нового Свято-Евфросиньевского храма, с сольной программой выступили на главной сцене недавнего фестиваля-ярмарки «Дожинки-2016» в Дрогичине, а также на областном мероприятии, посвященном профессиональному празднику работников культуры, и сейчас трудятся над пополнением репертуара новыми произведениями. Не остались незамеченными и заслуги дирижера оркестра: И.К.Подлужная отмечена письменной благодарностью «за особое внимание к трудам на ниве церковной», а недавно ей была вручена Почетная грамота главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи облисполкома и ведомственного обкома профсоюзов. Кроме того, Инна Константиновна является преподавателем детской школы искусств по классу цимбал, вырастила немало достойных последователей, в числе которых – и педагоги-музыканты. Сейчас в ее классе игру на цимбалах постигают 13 учеников, и в перерыве между занятиями мы встретились с И.К.Подлужной, чтобы поговорить о ее профессиональном пути и призвании, о творческих планах и жизненных приоритетах.

Родительский дом – начало начал

Как это нередко бывает, увлечение музыкой начиналось в детстве.
«Кажется, в самом начале третьего класса моя подружка с восторгом рассказывала, что сдала экзамены в музыкальную школу и ей купили аккордеон. Я тоже побежала к маме и слезно начала убеждать ее, что хочу учиться музыке. Мы пошли в школу искусств. Основной набор был уже завершен, остались места только у молодого специалиста по классу цимбал. Мне показали инструмент, который сразу впечатлил своим необычным видом и звучанием. А еще мне очень понравилась учительница – молодая, привлекательная, улыбчивая. Так я стала учиться игре на цимбалах», – вспоминает И.К.Подлужная.
Ее семья жила в деревне Самойловичи, в пригороде соседней Березы. А музыкальная школа находилась в самом райцентре, километрах в трех от Инниного дома. После основных уроков девочка спешила на музыкальные занятия: иногда добиралась автобусом, а иногда – и пешком. Она не только успешно справлялась с программой музыкальной школы, но и получала от этого удовольствие.
После окончания базовой школы в Самойловичах у нее был выбор: продолжить обучение в средней школе города Березы или поступить в музыкальное училище в Бресте или Барановичах. Выбор склонился ко второму варианту, а определить учреждение для получения специального образования дочери помогла мама. Когда документы для поступления были собраны, она сказала Инне: «Сейчас идем на автобусную остановку, и в каком направлении придет первый маршрутный автобус – туда и поедем».
Случай оказался в пользу Брестского музучилища. Девушка успешно сдала вступительные экзамены и стала студенткой. С особой благодарностью Инна Константиновна вспоминает своего молодого преподавателя, выпускницу Академии музыки Светлану Павловну Виноградову, которая была увлечена музыкой и вкладывала немало сил и времени, чтобы дать студентам уверенные профессиональные знания.

Первые шаги в профессии

После окончания училища Инна Константиновна получила диплом, где значились две специальности: дирижер самодеятельного оркестра народных инструментов; преподаватель. Поскольку она была одной из первых учениц на курсе, то при распределении имела первоочередное право выбора места будущей работы. Девушка решила ехать в Дрогичин, поскольку это было недалеко от ее родной Березы и в здешней музыкальной школе, которую тогда возглавляла Раиса Георгиевна Лопачук, требовались молодые специалисты соответствующего профиля.
Свою трудовую деятельность моя собеседница начала в августе 1987 года, и она с удовольствием вспоминает, как вместе с опытнейшим преподавателем Александром Григорьевичем Момотюком они ходили по учебным учреждениям города, знакомили детей со своими музыкальными инструментами (Инна Константиновна играла на цимбалах, ее коллега – на флейте) и таким образом набирали себе учеников. Это было благодатное время и в плане укрепления материальной базы: Инна Константиновна рассказывает, как они с Раисой Георгиевной Лопачук ездили в Брест, где приобрели для школы сразу семь баянов и четверо цимбал, и некоторые из этих инструментов служат до сих пор.

Музыкальная семья

Вскоре после распределения в Дрогичин Инна познакомилась со своим коллегой, преподавателем-баянистом Сергеем Васильевичем Подлужным, который после службы в армии возглавил комсомольскую организацию работников музыкальной школы. Отношения между молодыми людьми развивались довольно стремительно, и вскоре они поженились. Со временем Инна Константиновна ушла в декретный отпуск: родила дочь Марину, а через три года – и сына Алексея (кстати, дети Подлужных тоже получили музыкальное образование, а дочь связала с ним и свою дальнейшую профессию).
В том, что оба супруга – музыканты, есть как плюсы, так и минусы. Недостатком совместной работы с мужем, который сегодня является директором школы искусств, моя собеседница считает то, что иногда «обсуждение особо острых вопросов совместной педагогической деятельности продолжается и дома». А с другой стороны – Инна Константиновна всегда находит поддержку и понимание супруга в тех случаях, когда она задерживается на репетиции или когда в выходной день нужно ехать с концертом. Кроме того, именно С.В.Подлужный становится первым зрителем новых концертных номеров оркестра народных инструментов под ее руководством, и в этом случае Инна Константиновна всегда может рассчитывать на его объективное мнение и компетентный профессиональный совет.

Надежды маленький оркестр

Оркестру народных инструментов детской школы искусств – уже более 30 лет, и в разное время им руководили лучшие педагоги музыкальной школы. В 1998 году его возглавила Инна Константиновна Подлужная, и эту сложную и ответственную миссию ей передал опытнейший преподаватель, музыкант, композитор Николай Демьянович Силич.
– Это была работа непосредственно по моей специальности, которая мне нравилась и которую за время учебы я хорошо освоила. Но все равно было очень волнительно. Однако пришла на первую репетицию, поработала с оркестром – и появилась уверенность, что у нас все получится, – вспоминает свои первые шаги в качестве дирижера И.К.Подлужная.
Примечательно то, что в оркестре школы искусств выступают музыканты, которые в повседневности преподают в классах игру на фортепиано, баяне, духовых инструментах и т.д. , а домры, балалайки и другие народные инструменты они освоили дополнительно. «Старожилами» оркестра являются музыканты Василий Иванович Безак и Татьяна Павловна Масальцева, которые работают в коллективе едва ли не со времени его основания. А всего в оркестровом составе сейчас выступает более 20 человек.
– Очень большую профессиональную помощь и поддержку самодеятельному коллективу на всех этапах оказывает бывший выпускник Дрогичинской школы искусств, а ныне – руководитель оркестра народных инструментов университета культуры Сергей Сергеевич Оводок, который находит для нас интересные аранжировки и обработки музыкальных произведений, – говорит И.К.Подлужная. – В сегодняшнем репертуаре оркестра – немало популярных музыкальных сочинений: и зрителям, и самим исполнителям очень нравится «Золотая осень» Глебова, «Адажио» Альбинони, «Полонез» Огинского, мелодия из кинофильма «Цыган» и т.д.
С благодарностью Инна Константиновна называет и постоянных солистов оркестра: Николая Дмитриевича Ильютко, Светлану Александровну Осовцову, Дмитрия Владимировича Филина, Кристину Сергеевну Максимович и других исполнителей, работать с которыми – не только большая ответственность, но и огромное удовольствие.
«Особенностью живой оркестровой музыки является то, что в ее создании участвуют не только инструменты и руки исполнителей, но и их душа, и потому она трогает живые человеческие струны, волнует, вдохновляет, увлекает», – убеждена И.К.Подлужная.
Она рассказывает, что каждое выступление оркестра – это творчество с непредсказуемым эмоциональным финалом, который создает не только коллективное исполнительское мастерство, но и настроение каждого музыканта, звучание каждого инструмента. И в этом – неповторимая прелесть живой музыки!
С недавнего времени оркестр народных инструментов школы искусств выступает под красивым названием «Роднасць», в котором переплетается и память поколений, и лучшие современные традиции, и под которым, как уверены почитатели музыки, и коллектив, и его дирижера ожидают новые творческие наработки, открытия, достижения и вершины. 04_2

04

04_1

Галина ШАФРАН
Фото Ивана ЛЕОНЧИКА

Поделиться новостью:

Популярно

Архив новостей

Похожие новости
Рекомендуем

Бездежскому храму Живоначальной Троицы исполняется 240 лет

История является связующим звеном между прошлым и будущим. Так важно...

В Дрогичинском аграрном колледже стартовала вступительная кампания

С 15 июня в Дрогичинском государственном аграрном колледже стартовала...

Белорусская метательница молота выиграла золотую медаль Игр БРИКС

Анастасия Маслова принесла белорусской команде по легкой атлетике очередное...

С пользой, ярко, эффективно. Как проходят школьные каникулы в районе

Ярким июньским днем на Дрогичинском водохранилище было многолюдно –...